Тема творчества занимает важнейшее место и в лирике Пушкин. Поэзия – трудное и ответственное дело, считает Пушкин. Поэт, в отличии от простых смертных, наделен способностью видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенные человек. Однако талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая ответственность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть примером гражданского поведения, проявляя стойкость, непримиримость к общественной несправедливости, быть строгим и взыскательным судьей по отношению к себе.
О высоком предназначении поэзии, ее особой роли Пушкин говорит в стихотворениях: «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).
Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти, поэта и народа.
Одним из программных стихотворений Пушкина является «Пророк». Пророк – это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании. Все то житейское содержание, что наполняет сердца и ума занятых людей, весь их мир должен стать для истинного поэта пустынею мрачной… Он жаждет духовного удовлетворения. Поэт-пророк изощренным вниманием проник в жизнь природы высшей и низшей, созерцал и слышал все, что совершается, от прямого полета ангелов до извилистого хода гадов, от круговращения небес до прозябания растений. Что же дальше? Кто прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, тот тем мучительнее ощущает безобразие человеческой действительности. Он будет бороться с нею. Его действие и оружие – слово. Но для того, чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости, не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было разожжено огнем любви.
Кроме библейского образа шестикрылого серафима, из Библии взято и последнее действие этого посланника Божия:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Библии принадлежит и общий тон стихотворения, невозмутимо-величавый, недосягаемо возвышенный.
Стихотворение исполнено высокого драматизма. Для этого поэт использует монолог, роли действующих лиц, напряженность высказываний, остроту ситуаций. Но этот драматизм соединен с пушкинским лиризмом, переданным в смене переживаний поэта, философской широтой мысли и иносказанием. Этот сплав порождает уникальный жанр этого произведения как лирико-драматической и философской аллегории.
|